Библиотека

Нотная библиотека Адмиралтейского оркестра насчитывает более 5000 единиц хранения.

Основной фонд это: ноты, редкие рукописи, книги о музыке, а также коллекция афиш и программ концертов Адмиралтейского оркестра, в которой отражена вся его концертная жизнь.

Библиотека Адмиралтейского оркестра включает в себя современный и старинный нотные архивы.

Современная оркестровая библиотека насчитывает 2625 наименований музыкальных партитур. В ней собраны произведения композиторов многих стран, различных эпох, стилей и направлений музыки. В библиотеке мы сможем найти оригинальные произведения для духового оркестра, ансамбли духовых инструментов, переложения для различных составов оркестра, симфонические и фортепианные ноты. Кроме того, в библиотеку входит учебная и методическая литература.

В библиотеке также хранятся рукописи и оркестровки Валерия Ильича Мальгина, Вартана Михайловича Барсегяна, Владислава Викторовича Панченко, ноты из личных архивов Бориса Ивановича Анисимова и Владимира Назаровича Бычкова.

Редкие рукописи Мальгина и Баргесяна
Редкие рукописи Мальгина и Баргесяна
Prev
Next

Большой вклад в создание библиотеки Адмиралтейского оркестра внёс Алексей Карабанов. Его активная концертная работа, сотрудничество с известными музыкантами-инструменталистами и певцами требовала постоянного расширения репертуара и выполнения новых оркестровок. По приглашению Алексея Карабанова с Адмиралтейским оркестром регулярно выступали иностранные дирижёры, привозившие ноты из разных стран мира, обогащая библиотеку оркестра зачастую редкими партитурами.

Алексей КАРАБАНОВ, Кристина КРЕСГЕ
и Джигс ВИГХАМ (Германия)

Кроме подбора уникальных партитур, в этот период библиотека была оснащена техническими средствами для брошюровки, копирования и ламинирования нотного материала, был создан современный электронный каталог нот, некоторые партитуры переведены на электронные носители путём их сканирования, остальные — в форматы музыкальных редакторов Finale и Sibelius.

В 2003 году Алексей Карабанов выпустил подарочное издание старинного марша Ганса фон Блона — «Да здравствует Санкт-Петербург». Марш, написанный к 200-летнему юбилею города, выпущен ограниченным номерованным тиражом. Обладателями подарочной партитуры являются видные деятели науки и искусства.

Подарочное издание старинного марша Ганса фон Блона — «Да здравствует Санкт-Петербург» (партитура)
Подарочное издание старинного марша Ганса фон Блона — «Да здравствует Санкт-Петербург» (голоса)
Prev
Next

В библиотеку оркестра входит незначительный фонд художественной литературы, в частности полное собрание сочинений Валентина Саввича Пикуля, подаренное вдовой выдающегося писателя.

Prev
Next

Хранителем библиотеки Адмиралтейского оркестра уже долгие годы является Станислав Подгурский.

Стало регулярным сотрудничество оркестра с архивами Государственного Эрмитажа, Публичной библиотеки, Центрального Военно-морского музея и Военно-морским архивом.

В 2012 году фонд библиотеки оркестра пополнился редкими партитурами трёх маршей Джоакино Россини, посвящённых императору Николаю I. Ценное подарочное издание подарено Адмиралтейскому оркестру Российским институтом истории искусств.

Редкие партитуры маршей Россини
Редкие партитуры маршей Россини
Письмо из Российского Института Истории Искусств о передаче партитур Россини в библиотеку Адмиралтейского оркестра (нажмите чтобы увеличить)
Prev
Next

Адмиралтейский оркестр активно взаимодействует с другими библиотеками:

  • библиотекой Санкт-Петербургской Филармонии и Санкт-Петербургской Консерватории
  • библиотекой Центрального оркестра ВМФ им. Н. Римского-Корсакова и Центрального оркестра Министерства обороны ВС РФ, библиотекой Института военных дирижёров
  • библиотекой Оркестра штаба Западного военного округа и военного оркестра Военно-морской академии.

Старинная музыкальная библиотека Адмиралтейского оркестра — одно из старейших музыкальных собраний военной музыки России. Свою историю библиотека ведет с 1882 года, с момента создания Придворного оркестра императора Александра III. Заведующим хором был назначен полковник лейб-гвардии Конного полка барон К. К. Штакельберг.

Придворный оркестр (историческая справка)
Придворный музыкантский хор, переименованный позднее в Придворный оркестр, был создан по указу Александра III в 1882 году. Знаменитый скрипач и педагог Леопольд Ауэр в своей книге «Среди музыкантов», изданной в 1927 году, вспоминает о том, что Александр III в молодости был страстным любителем музыки и, еще будучи цесаревичем, организовал небольшой военный оркестр из музыкантов-любителей (в основном, гвардейских офицеров), в котором сам играл на трубе.

К. К. Штакельберг – первый начальник Придворного оркестра

16 июля 1882 года были утверждены Временное положение и штат Придворного музыкантского хора, главной задачей которого являлась игра во дворцах в «Высочайшем присутствии». В хор были переведены на службу 57 музыкантов и музыкантских учеников из упраздненных тогда музыкантских хоров Кавалергардского и лейб-гвардии Конного полков. Был также объявлен конкурс для вербовки музыкантов в этот оркестр, созданный для личного обслуживания императора и совершенно независимый от оркестров императорских театров. Все члены хора состояли на военной службе, отбывая в оркестре воинскую повинность. Заведующим хором был назначен полковник лейб-гвардии Конного полка барон К. К. Штакельберг, который согласно «Проекту временного положения о музыкантах Придворного хора» являлся «начальником Хора в строевом, хозяйственном и музыкальном отношениях» и пользовался «над всеми чинами хора правами командира полка».

При поступлении в Придворный музыкантский хор преимущество отдавалось тем, кто играл на двух музыкальных инструментах, так как из штатного числа музыкантов надо было организовать два оркестра — духовой и симфонический. В хор набирались только российские подданные не иудейского вероисповедания. Но так как не оказалось достаточного числа российских музыкантов, умеющих играть на двух инструментах, были приняты десять иностранцев из тех, что проживали в России не менее пяти лет и, следовательно, могли принять российское подданство.

Первым капельмейстером хора был австриец Мартин Григорьевич Франк, вынужденный через шесть лет по болезни уехать из России. Вторым капельмейстером в 1882 году был назначен композитор Герман Карлович Флиге, выпускник Берлинской консерватории.

После его смерти в 1907 году старшим капельмейстером стал Гуго Варлих, прослуживший в оркестре 30 лет и принесший ему заслуженную славу.

В первые годы существования оркестра многие музыканты, получившие серьезную музыкальную подготовку, были недовольны казарменным укладом жизни, военной муштрой, арестами и штрафами. При любой возможности они переходили в оркестры императорских театров, где не было военной дисциплины и оркестранты отдыхали в течение четырех летних месяцев, в то время как музыканты Придворного хора были заняты круглый год. И тогда Константин Карлович Штакельберг сумел добиться крупной реформы в положении оркестра, переведя его в гражданское ведомство и отменив военную дисциплину.

19 апреля 1897 года «Государь Император Высочайше соизволил повелеть: Придворный музыкантский хор, имеющий военную организацию, преобразовать в Придворный оркестр». Музыканты оркестра получили звание артистов и были уравнены в правах с артистами императорских театров. Всем служащим назначались квартиры или, взамен их, квартирные деньги. Артистам разрешили участвовать в публичных концертах в свободное от службы время. До этого, кроме летних сезонов в Петергофском нижнем парке, публично выступать Придворному музыкантскому хору было запрещено. При дворе оркестр играл по воскресеньям. С 1893 года по субботам в доме Придворного оркестра, в его «репетиционной зале», находившейся в перестроенных экипажных сараях конюшенного корпуса вдоль Екатерининского канала и рассчитанной на 250 мест, проходили генеральные репетиции, на которые допускались лица, принадлежавшие к высшему петербургскому обществу или дипломатическому корпусу. В этой зале, внешне напоминающей узкий коридор и неудачной в акустическом отношении, с 1902 года начались концерты, получившие название «Оркестровые собрания музыкальных новостей». На них впервые в России исполнялись новинки современных русских и зарубежных авторов. Эти «Оркестровые собрания», инициатором которых был капельмейстер Гуго Варлих, проводились нерегулярно и закончились в 1916 году. С 1902 года оркестр стал также давать публичные концерты во время зимнего сезона, что сыграло немалую роль в музыкальной жизни Петербурга.

Начальник оркестра Штакельберг, страстный любитель старины, одновременно с созданием оркестра в 1882 году начал собирать коллекцию музыкальных инструментов и ценную нотную библиотеку. Музыкальный музей, занимавший в то время одно из первых мест в Европе, открылся в 1900 году, и в нем уже было около трехсот инструментов. В музее было пять отделов: инструментальный, технический, акустический, литературно-музыкальный и нотный архив.

С 1997 года Государственная коллекция музыкальных инструментов разместилась в Фонтанном доме Шереметевых, ценнейшая нотная библиотека Придворного оркестра ныне принадлежит Санкт-Петербургской филармонии.

Основатель музыкального музея и выдающейся нотной библиотеки Константин Карлович Штакельберг в течение 35 лет руководил Придворным оркестром и все эти годы прожил в его доме. Он родился в 1848 году в Петербурге, в дворянской семье, происходившей из прибалтийских немцев; окончил в 1866 году Пажеский корпус, стал историком военно-капельмейстерского образования в России, разработал систему подготовки военных музыкантов и дирижеров. В 1917 году в возрасте 69 лет Штакельберг вышел в отставку и уехал в Эстонию. 30 марта 1925 года он скончался в Таллинне.

Долгие годы капельмейстером оркестра был выдающийся музыкант Гуго Варлих, родившийся в 1856 году в Германии. С конца70-хгодов XIX века он жил в России, принял российское подданство и несмотря на то, что, перейдя в православие, стал Андреем Ивановичем Правдиным, для всех по-прежнему оставался Гуго Ивановичем Варлихом. По воспоминаниям современников, Варлих был энергичным, жизнерадостным человеком, превосходным музыкантом, хорошим организатором оркестра. Он научил музыкантов оркестра великолепно читать с листа, был инициатором «Оркестровых собраний музыкальных новостей» и абонементных концертов для учащихся, организованных в 1912 году с целью воспитания эстетических вкусов молодого поколения. После революции он стал руководителем Первого государственного симфонического оркестра.

После февральской революции 1917 года оркестр объявил себя «бывшим придворным» и «явочным порядком» стал Государственным оркестром. Это был первый советский государственный симфонический коллектив, существовавший на правах самоуправления до 1921 года. В этом году пришел приказ об организации Петроградской филармонии и включении в ее состав оркестра в составе 74 музыкантов. Первым директором Филармонии был назначен Эмиль Альбертович Купер, который прежде заведовал музыкальной частью Мариинского театра.

Одновременно с созданием оркестра, К. К. Штаккельберг начал собирать коллекцию музыкальных инструментов и ценную нотную библиотеку. Музыкальный музей, занимавший в то время одно из первых мест в Европе, открылся в 1900 году, и в нем уже было около трехсот инструментов. В музее было пять отделов: инструментальный, технический, акустический, литературно-музыкальный и нотный архив.

В 1921 году на базе бывшего Придворного оркестра была создана первая советская Филармония. В 2010 году руководство Санкт-Петербургской Филармонии им. Д. Д. Шостаковича передало Адмиралтейскому оркестру в безвозмездное пользование библиотеку духового состава Придворного оркестра. Эта библиотека насчитывает около 3000 изданий духовой, симфонической, камерной, вокальной и инструментальной музыки. Большую часть фонда составляют дореволюционные издания. Среди особо значимых ценностей библиотеки каталог нот с автографами известных музыкантов.

Каталог нотной библиотеки Придворного оркестра
Каталог нот Придворного оркестра
Prev
Next