История

История Адмиралтейского Военно-морского оркестра уходит к петровским временам. За три месяца до основания Санкт-Петербурга, в феврале 1703 года,

«…адмиралтейцу Федору Матвеевичу Апраксину со товарищи… Великий государь указал нотной науки учеников двадцать девять человек, которые ведомы были в приказе казанского дворца, отослать в адмиралтейский приказ для учения на гобоях…»

(Приказ Воинского морского флота, д. N 50, 1 ч., л. 366; 1703-1705 гг., Глвн. Воен. Мор. Архив)

Говоря современным языком, Царь приказал взять двадцать девять певчих из царской капеллы — хора певчих дьяков, которые числились тогда за приказом Казанского дворца в Москве (т.е. ныне — Министерство Внутренних дел), и передать их в морское ведомство (Адмиралтейский приказ) для обучения военной музыке. Дальнейшая судьба этих учеников пока не выяснена, но наиболее вероятно, что именно эти ученики и оказались год спустя в Санкт-Петербурге, где обосновалось Адмиралтейство, и куда переехал вскоре из Москвы Адмиралтейский приказ. Если историки смогут документально подтвердить высказанную гипотезу, то окажется, что Адмиралтейский оркестр — старше Санкт-Петербурга на три месяца, а место рождения его не Санкт-Петербург, а Москва!

После закладки в Санкт-Петербурге осенью 1704 года Главного Адмиралтейства в северной столице зазвучала морская, как тогда говорили, музыка. Звуки гобоев и дробь барабанов оживляли стук топоров и скрип лебедок, сопровождавших строительство молодого Российского Флота.

Судя по всему, эта новая морская музыка не отличалась особой красотой звучания. Поэтому Царь определил оркестру играть музыку «за час до полудня» на валу строящегося Адмиралтейства, дабы музыкантам «позорно было». Эта простая, казалось бы, учебная задача была выполнена настолько успешно, что простые «экзерциции» адмиралтейского оркестра превратились в ежедневный предполуденный концерт. Позже, местом выступлений становится только что построенная башня. И уникальная служба времени — концерт на башне Главного Адмиралтейства, завершаемый полуденным выстрелом сигнальной пушки, — становится одной из славных достопримечательностей старого Петербурга.

Официальный статус ХОРА ВОЕННОЙ МУЗЫКИ АДМИРАЛТЕЙСКОГО БАТАЛЬОНА оркестр получил в феврале 1711 года по Указу императора Петра Великого. Этот Указ о введении в Русской Армии и на Флоте хоров военной музыки (так в старину называли оркестры) явился краеугольным камнем дальнейшего развития и процветания популярного в России жанра — духовой военной музыки.

Следует сказать, что при Петре I Адмиралтейский оркестр был не велик. Он состоял из семи гобоистов и десяти барабанщиков. Гобоистами называли раньше всех музыкантов-духовиков, кроме трубачей. Только трубачи и литавристы носили в то далекое время, как и в наши дни, свое истинное наименование.

Вплоть до конца восемнадцатого века поднимались адмиралтейские музыканты на башню для своего предполуденного концерта. Но, времена меняются. Наступило короткое царствование императора Павла I. Павел вообще не жаловал военную музыку, а тут еще затеял перестройку Главного Адмиралтейства по проекту и под руководством Адриана Захарова. Верфь перенесли на новое место, ниже по течению Невы. Адмиралтейский батальон расформировали. Полуденные концерты на время строительства временно приостановили. Эта приостановка длится до наших дней. Новое здание Адмиралтейства было завершено в царствование Александра Павловича, которому и достался почет, а также имя его получил вновь разбитый перед Адмиралтейством парк — Александровский Сад.

После открытия в Адмиралтействе в 1798 году императором Павлом I Училища корабельной архитектуры, 200 лет история оркестра неразрывно связана с ним.

Н. А. Римский-Корсаков – первый инспектор военно-морских оркестров России (1873-1884 гг.)

В 1872 году Училище перевели в Кронштадт — цитадель Российского Флота. Именно там, в Кронштадте, Адмиралтейским оркестром, как и всеми другими оркестрами Кронштадского порта, в 1878 году дирижировал Н. А. Римский-Корсаков — первый инспектор военно-морских оркестров России. Николай Андреевич первым среди моряков организовал сводный оркестр Кронштадского порта, с которым дал три благотворительных (инвалидных) концерта. Для этих концертов он специально написал Вариации для гобоя, Концерт для тромбона и Концерт для кларнета. Последний, правда, автору не понравился во время оркестровой репетиции и в концертах не исполнялся. Что же касается гобойных вариаций и тромбонового концерта, то они были весьма успешно исполнены в сопровождении сводного оркестра под личным управлением автора.

В Кронштадте Училище встретило и первую Мировую войну, и Манифест об отречении…

После известных перемен 1917 года, Училище корабельной архитектуры не было расформировано. Оно было реорганизовано и стало готовить инженерные кадры для Рабоче-Крестьянского Красного Флота. Училище возвратили в Петроград, в Адмиралтейство. Оркестр (вместе с Училищем) вернулся под золотой шпиль и продолжил свою славную историю.

В довоенные годы оркестр ВВМИУ имени Дзержинского (так теперь стало именоваться бывшее Училище корабельной архитектуры) был известен как один из лучших в Военно-Морском Флоте СССР. В 1938 году оркестр возглавлял техник-интендант 1-го ранга Г. Н. Степанов. С 9 августа 1939 года капельмейстером оркестра ВВМИУ был опытный дирижер, интендант 1-го ранга Семен Петрович Ротмиль (1883–1943). В 1940 году его сменил на посту военного дирижера замечательный музыкант подполковник Александр Иванович Цветков. В 1946 году оркестр под его руководством был награжден серебряными фанфарами «за успехи в музыкальной подготовке».

С 1950 по 1960 годы оркестром руководил майор Сергей Васильевич Полянский.

Вартан Михайлович Барсегян – военный дирижер Адмиралтейского оркестра
(1960-1976 гг.)

С 1960 по 1976 годы возглавлял оркестр майор Вартан Михайлович Барсегян — талантливый дирижер и композитор. Это был поистине легендарный период расцвета оркестра, ставшего, под управлением Мастера, абсолютно лучшим в ленинградском гарнизоне. В. М. Барсегян оставил большое композиторское наследие. Его яркие и самобытные произведения и поныне украшают репертуар оркестра.

К сожалению, в истории оркестра были не только периоды, осененные лаврами успехов. В 1976 году майора В. М. Барсегяна внезапно сменяет на посту военного дирижера лейтенант М. Ф. Боржков. Его бесславная деятельность нанесла оркестру большой ущерб. Оркестр пережил этот мрачный период только благодаря выдержке сплоченного коллектива высококлассных музыкантов и старшине оркестра старшему мичману Натану Владимировичу Идзону, яркому кларнетисту и организатору, с 1978 по 1985 годы исполнявшему обязанности военного дирижера.

Алексей Алексеевич Карабанов – дирижер Адмиралтейского оркестра (1985-2008 гг.)

С 1985 года по 2008 оркестром руководит заслуженный артист России капитан 1 ранга Алексей Алексеевич Карабанов

Начиная с 1991 года, Адмиралтейский оркестр ежегодно гастролирует в Европе. Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Финляндия, Франция, Швеция, Швейцария, — такова география выступлений оркестра. Кроме чисто военных функций по музыкальному обеспечению воинских ритуалов и церемоний, оркестр ведет большую концертную работу, пропагандируя культуру и традиции Военно-Морского Флота России. Оркестр регулярно выступает на лучших концертных площадках Санкт-Петербурга — в Большом зале Филармонии, Капелле, Эрмитаже, Большом Концертном Зале «Октябрьский».

Грамота Президента РФ

Оркестр постоянно обеспечивает общегородские церемонии и праздники. За высокопрофессиональное музыкальное обеспечение визита в Санкт-Петербург королевы Великобритании Елизаветы II в октябре 1994 года оркестр награжден Благодарственной грамотой Президента Российской Федерации.

В 1998 году в результате реформирования Адмиралтейский оркестр военно-морского флота Адмиралтейский оркестр перешел под юрисдикцию командира Ленинградской Военно-Морской Базы. Закрыта училищная страница истории. Открыта новая…

С сентября 2008 года старшим дирижёром Ленинградской военно-морской базы, художественным руководителем и дирижёром Адмиралтейского оркестра является капитан-лейтенант Валентин Лященко.