Полковые марши Российской Империи. Год 1914

9 декабря в Эрмитажном театре состоялся традиционный концерт, посвященный дню Святого Георгия. В программе концерта марши из сборника включающего печатную антологию лучших европейских и российских маршей, достойных звучать на парадах и смотрах в присутствии русского царя. Этот сборник, готовившийся по указанию Николая II, так и не был издан, однако, благодаря совместной работе Адмиралтейского оркестра и Российского института истории искусств, эта музыка вновь обрела слушателя. Начало концерта в 18.00.

Музыкальные марши в современном понимании, по мнению большинства историков, стали формироваться в Западной Европе в период Тридцатилетней войны (1618–1648). Со временем марши превратились в важнейший атрибут тех воинских частей, за которыми они были закреплены: наряду со знаменем, формой и знаками отличия, марши воплощали в себе боевые традиции, историю, заслуги полков.

Вполне закономерно, что руководство военного ведомства в Российской империи XVIII — начала ХХ века придавало большое значение развитию военно-музыкального дела и обеспечению воинских частей красивыми военными маршами. Ярким примером такой деятельности является работа Комиссии по улучшению музыкального дела в армии и во флоте под руководством барона К. К. Штакельберга, которая была учреждена по указу Николая II 9 сентября 1909 года. Одним из видов деятельности Комиссии стала работа над изданием сборника включающего печатную антологию лучших европейских и российских маршей, достойных звучать на парадах и смотрах в присутствии русского царя. Комиссия приступила к осуществлению издания: определила состав маршей, отработала юридический аспект авторских прав, приступила к созданию аранжировок.

Для выбора издательской фирмы Комиссия направила запросы ведущим отечественным и европейским нотоиздателям. Окончательный выбор пал на нотоиздательскую фирму в Лейпциге, основанную К. Г. Рёдером, которая считалась одной из лучших в Европе.

К сожалению, политические реалии эпохи показали, что, польстившись на эталонный уровень немецкой фирмы, Комиссия допустила в объективном плане роковую ошибку — начало Первой мировой войны разрушило радужные надежды на завершение издательской работы над сборником. Россия оплатила счет за гравировку и печать, но тираж сборника от германской стороны так и не получила.

После столетнего периода военных, революционных и эволюционных катаклизмов трудно рассчитывать, что тираж отпечатанного фирмой Рёдера нотного текста сборника когда-нибудь отыщется.

Военные марши, которые прозвучат в концерте, являются памятником творческим усилиям, которые предприняла в столь нелегкое для России время Комиссия под руководством барона К. К. Штакельберга.

  1. Ф. фон Блон (Franz fon Blon, 1861–1945). Воинский дух [Soldaten Blut]. 1895.
  2. К. Братфиш (Karl Bratfisch, 1829–1901). Штейнметц марш[Steinmetz Marsch]. 1866.
  3. И. Вальх (Johann Heinrich Walch, 1776–1855). Вступление в Париж (1814 год) [Pariser Einzugsmarsch]. Начало 1800-х годов.
  4. Ф. Фарбах (Philipp Fahrbach der Jüngere, 1843–1894). Знаменщики[Standartenträger-Marsch], соч. 192.
  5. И. Краль (Johann Nepomuk Král, 1839–1896). Габсбургский марш[Hoch Habsburg], соч. 86.
  6. Ю. Ленгардт (Julius Lehnhardt, 1827–1913). Лихая часть [Sсhneidige Truppe], соч. 17.
  7. Г. Х. Лумби (Hans Christian Lumbye, 1810–1874). Честь [Kong Frederik den Syvendes Honneur Marsch]. 1861.
  8. Л. Минкус (1826–1907). Черногорский марш из балета «Роксана, краса Черногории». 1878.
  9. Ю. Фучик (Julius Arnošt Vilém Fučík, 1872–1916). Смело вперед[Schneidig vor], соч. 79.
  10. Неизвестный композитор. Старый Егерский марш 1813–14–15 годов[Marsch der freiwilligen Jäger aus den Befreiungskriegen aus der Zeit um 1800]. «Восстановлен Хоманом».
  11. Р. Планкетт и Й. Ф. Роски (Robert Planquette, 1848–1903; Joseph François Rauski, 1837–1910). Марш «Самбр и Маас» [Le Régiment de Sambre et Meuse]. Песня сочинена Р. Планкеттом в 1871 году, аранжирована для военного оркестра Й. Роски в 1879 году. Отсутствует партитура для медного состава./li>
  12. Ц. Пуни (1802–1870). Марш из балета «Конек-Горбунок». 1864.
  13. Ф. Ромэн (F. Romain). Звучите трубы [Sonnez Clairons]. 1893.
  14. К. Унрат (Carl Ludwig Unrath, 1828–1908). Король Карл [König-Karl-Marsch]. 1868.
  15. Ф. Фарбах (Philipp Fahrbach der Jüngere, 1843–1894). Привет Копенгагену [Ausstellungs-Marsch / Salut à Copenhague], соч. 263. 1888.
  16. Неизвестный композитор [В. Легран (Wilhelm Legrand, 1769–1845)]. Баварский марш [Parademarsch der Königlich Bayerischen Grenadier-Garde].
  17. К. Гаушильд (Karl Hauschild). Парадный марш [Frohsinn Marsch / Hoch, König Johann!]. 1869. Отсутствует корректура для смешанного состава.